Модерн в России на рубеже XIX-XX веков – явление очень своеобразное, не похоже на модерн в других странах Европы. Для его развития и расцвета было отведено не очень много времени, тут сказалась и экономическая ситуация, и приблизившаяся война. Но каждый дом, который был построен в стиле модерн – это явление. Это проникновение стилей, это сочетание пластического искусства архитектуры со скульптурой, лепкой, мозаикой.
Среди московских зданий этого периода хочется выделить дом архитектора Соловьева, Надо сказать, что в конце XIX начале XX в для любого архитектора, работающего в стиле модерн, строительство дома для себя – это было как наличие визитной карточки, способ самоиндификации, самоутверждения. Но не для архитектора Соловьева. Он вообще-то не жаловал модерн, предпочитая неорусский стиль и орденую архитектуру. Именно такими он и создавал большинство своих проектов. И собственный дом, построенный в стиле модерн – это как эксперимент, на котором, собственно он и закончил работу в стиле модерн. Но назвать стиль, в котором построен этот дом чистым модерном нельзя. Здесь архитектор постоянно цитирует идеи мастеров Art Nouveau, использует наследие прошлого, что, собственно, не очень-то и противоречит стилю модерн.
Дом, стоящий на углу между двумя переулками, хоть и не выделятся новизной решений, но привлекает интересными художественными приемами выразительности. Например, западный фасад здания эффектно декорируется сочетанием оштукатуренной плоскости стены, накладного руста и имитацией камня. Аркатурный фриз с тондо из майолики, расположенными в люнетах сверху прикрывает большой выносной карниз. Это напоминает нам архитектурные приемы итальянского позднесредневековья. Выступ кровли изящно поддерживают кованные кронштейны. Здесь расположен вход в здание. Окна на этой стороне дома преобладают арочные. Огромное окно на этом фасаде с двух сторон обрамляют волюты, а под ним – зеленый керамический газон, призванный, вероятно, изображать зелень. Интересная деталь: рядом со входом находится цель почтового ящика, которую охраняет вырезанная в камне летучая мышь.
Южный же фасад дома поражает воображение декоративной композицией: в четкую тектоническую линию вписывается большое окно на первом этаже, которое венчает аркатурный фриз с полукруглыми вставками из майолики, над ним – скульптурный рельеф, а еще выше два окна, простенок между которыми занимает панно из майолики работы знаменитой художницы Марии Якунчиковой. На панно изображен ночной пейзаж – античные руины под лунным светом. Это панно воспринимается как третье окно, через которое можно заглянуть в ночные сновидения – явный отзвук символизма. Символисты вообще очень часто использовали в своем творчестве тему ночи, грез и сновидений. Интересна скульптурная композиция под этим панно – это летучая мышь с лицом женщины. На голове у нее присела одна из сов, охраняющих этот особняк, остальные вытесаны на углах особняка, составляя весьма интересную композицию. В эпоху модерна под влиянием символизма, возрастает интерес ко всему тайному, мистическому, отчасти зловещему и сова становится самым популярным образом и у поэтов, и у художников того времени.
В наши дни здесь располагалось посольство Грузии, но последнее время, после того, как посольство покинуло здание, дом стоял пустой.