Этот стиль пришел на смену модерну в начале XX века, и постепенно становился все популярнее. Мы постараемся разобраться, почему стиль модерна был заменен классическим, и по каким причинам архитекторы на рубеже веков стали от модерна отходить.  Чтобы это понять, требуется присмотреться к историческим зданиям Петербурга, возведенным с 1900 года и по 1910 год.

Традиционная система анализа

Понять тенденцию пытались еще в то время – первые описания и попытки анализа были сделаны современниками в 1910 году. Но эту систему нельзя считать эффективной. Потому что при попытке осмысления мы видим не анализ, не познание процесса, а рефлексию по прошлому.  И та направлена на видимые результаты изменения, а не на его причины. Построение системы было далеко от реальности профессионального облика зодчего или архитектора, и хорошо работало только в чистых по стилю объектах, фактически в теории. Сегодня же делаются попытки понять процесс, в котором классика стала популярной среди всех архитекторов, от студентов до мастеров. И тут появляется интересная причина – начало конкурсного строительства.

Комиссии и классика

Опуская некоторые тонкости, можно отметить тех постоянных участников комиссий, благодаря которым исторические здания Петербурга являются такими, какими они есть. Среди них было много представителей старших поколений, которые, хотя и были людьми искусства, еще во время обучения впитали классическое искусство как основу. Когда же общественность стала постепенно благоприятствовать возвращению к принципам классического искусства, они одобрили происходящее. Как авторитеты, участники комиссий поощряли выбранный стиль, и «неоклассика» стала фактически творением этих людей, на практике осуществивших выбор и подтолкнувших молодежь к развитию в направлении, приемлемом для них самих.

Преподаватели

В отличие от поклонников модерна, стремившихся к необычным решениям, поклонники неоклассики внимательно относились к своим преподавателям. Об этом говорит как раз то, что основные участники комиссий, они же архитекторы классического стиля, были преподавателями у зодчих, сделавших реальностью неоклассику как стиль. Наверное, по этой же причине неоклассика  до сих пор сохраняет популярность.