Советская архитектура на этом этапе развития отличалась яркой приверженностью неоклассическим течениям. Причем в то время советская архитектура отличалась разнообразием даже на фоне европейской. Обилием неоклассических течений страна была обязана огромному количеству мастеров дореволюционной России, что продолжили работать после изменения государственного строя. И многое в эти года было позаимствовано неоклассиками из архитектуры Петербурга.
Заявить о себе
Активная творческая деятельность был связана в том числе и с долгим ожиданием, когда появится возможность проявить талант архитекторов. Годы войны этому не способствовали, и многие разработанные еще в 20-е годы проекты начали воплощаться в жизнь только с началом 30-х. при этом важной целью было именно громкое заявление о характере нового государства. Новая власть стремилась заявить о себе на весь мир, потому что мир активно отказывался ее признавать. Во многом шедевры архитектуры должны были ему помочь. Таким станет здание Госпрома, расположенное в Харькове – не только и не столько прекрасное творение неоклассиков, сколько заявление на весь мир, поражающее воображение.
Петербург и Москва
Новая столица в то время откровенно терялась на фоне красоты Петербурга, который долго украшали императоры. Так что немало значения придавалось главному условию – превзойти Петербург как столицу, продемонстрировать что новое государство имеет свой стиль. Основным стилем и стало артдеко, в его самом простом варианте, и неоклассика. Троцкий и Руднев решали задачи выделения статуса города уже в более сложной манере, и в более сложных условиях. Они работали с более крупными по масштабам проектами. Но по стилю новые проекты оказались почти такими же, как и до революции, что сделал их схожими с построенными в начале эпохи неоклассики зданиями Петербурга.
Сложность стиля
Стоит обратить внимание и на то, что в это время стилистика стала постепенно уходить от модной ранее простоты фасадов к максимальной их сложности. Расцвет творчества неоклассиков был сосредоточен вокруг имперского стиля. Это и было естественно, потому что он становился прекрасным способом заявления о появлении нового государства. Сложность фасадов, сочетаемая с масштабами римской архитектуры – главный признак неоклассики того времени.