Появление такого стиля как неоклассика стало открытием для нового общества 10-х годов. Искусство античности стало восприниматься как нечто не просто незыблемое и классическое, но как нечто действительно пластичное. И эта многогранность серьезно повлияла на мастеров стилей ардеко и неоклассика, подарив нам много прекрасных произведений архитектурного искусства.
Европа и Америка
Очарование искусства античности проникло и в сердца архитекторов Нового света. Но в американском стиле нашлось для него место только в сочетании с типично американскими чертами. Это роскошь, яркость, множество колонн. Архитекторам США импонировала роскошь Римской империи и ее архитектуры. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на построенный в 1911 году вокзал «Пенсильвания». Огромные размеры, десятки колонн, яркость декора, стилизованного под Рим, создавало ощущение роскошества. Колоннады, созданные из розового гранита, были действительно прелестны, но к сожалению, не сохранились до наших дней.
Европейские архитекторы обратили внимание на другую сторону искусства античности. Они присмотрелись к минимально декорированным образцам, типично античным, но при этом скромным, декоративно упрощенным до минимума. В результате мы получили много скромных, и при этом изящных произведений искусства.
Античность в СССР
Примерно в то же время стиль неоклассика стал приносить черты античности в советскую архитектуру. Обратить внимание стоит на несколько объектов в столице, чтобы легко понять это. Павильон около станции «Чистые пруды» является как раз произведением такого искусства. Черты, что были в нем отражены, характерны для гробницы пекаря, ставшей основой создания упрощенного по декору стиля. Люкарны, заимствованные с древнего строения, можно увидеть еще во многих архитектурных произведениях. Кстати, стоит отметить, что советские архитекторы еще долго не теряли явной тяги к неоклассике и не игнорировали античные тенденции в архитектуре. В результате почти каждый город на постсоветском пространстве украшен театром в ярком античном стиле, колонны стали любимым инструментом многих архитекторов. При этом большинство из них имеют упрощенное строение. Элегантность античности без ее роскоши была характера для того времени.