Хотя эти движения совершенно разные, в свое время в архитектуре они существовали словно бы параллельно. История 20-30х годов прошлого столетия – это история мирового соперничества архитекторов двух стилей.

Американский стиль

Параллельно развивающиеся течения в то время были естественным явлением, буквально мирового масштаба. В Америке оно обрело наибольшую популярность. Примером тому может служить возведенные в то время башни. К примеру, Ritz Tower, построенная в середине двадцатых годов, а если быть более точными, то в 1925 году. Неоклассика сквозит в каждом очертании строения. Спустя два года было возведено и здание, названное в честь Оливера Кромвеля. Его архитектор тоже был приверженцем стиля неоклассики. При этом вокруг двух знаменитых гигантов массово возводились не менее интересные, хотя и менее масштабные башни, использовавшие малоизвестный в русской архитектуре ар-деко с заимствованными из ацтекского искусства мотивами. В конце 20-х годов казалось, что традиционная архитектура в стиле неоклассики отходит в прошлое, и Америка покоряется ар-деко. Тем не менее, после грянувшего на переломе десятилетий кризиса восприятие изменилось. Люди, даже богатые, стали более тяготеть не к экспериментам, а к стабильности, к классике. Поэтому на тридцатые года в Америке приходится распространение неоклассики второй волны. В первую очередь влияние на это оказало правительство, намеренное создать ощущение уверенности в своих гражданах. Так что неоклассику поддерживали на самом высоком уровне.

В СССР

Без сомнений, стиль советской архитектуры в то же время имел меньше общего с классикой. Причина в том, что мастера дореволюционного зодчества не принимали участия в новой волне увлечения классицизмом, а поколение, что стало занимать лидирующие позиции, работало совершенно иначе. Тем не менее, и тут ар-деко нашло для себя место. К примеру, Фомин трактовал ордер явно в этом стиле, и как многие обращался с каноном ордера именно так, как принято в ар-деко, хотя так себя и не позиционировал. Исключением оказался Жолтковский, мастер нео-ренессанса, творения которого выделялись на фоне всех без исключения остальных архитекторов. Его творения относятся скорее к стилю конца XIX века или начала XX, но обладают при этом уникальной сложностью переплетения мотивов разных прообразов. Такой стиль пронесли впоследствии через свое творчество его многочисленные ученики.