Построенный в 1907 году, он отличается необычной архитектурой, в которой смешались черты классики и модерна. Схожий с работами фон Гогена. Особняк обладает новаторским структурным решением, а также четкой геометрией объемов. Построен был для инженера, работавшего над Транссибирской дорогой, но с того времени переходит из рук в руки огромное количество раз.
Особенности архитектуры
Архитектор, работавший как критиком, так и военным инженером, возвел интересное здание. Работавший над многими особняками, Апышков в этом своем творении решил опереться на работы другого мастера. Но, следуя разработанным им принципам, он все же не воспроизводил творения фон Гогена, разработав собственную структуру объема и планировки, особенно ярко проявляющуюся в организации внутреннего пространства. Сходство сооружений проявилось в динамике организации объема, что является четким и геометричным. Есть сходство и во внутреннем пространстве, слегка открытом наружу благодаря стеклу сада. Аналогичной является гамма материалов, что использовались при строительстве – тут также светлый кирпич соседствует с гранитом и фризом, имеющим явный холодный оттенок. В особняке, что мы рассматриваем, заметно явное стремление композиции к центральной точке. Все объемы связывает единственная ось, диагональная. Основой считается холл, и он же центральный стержень. Все формы здания, что обладают собственным объемом, кажутся врезанными одна в другую, и одна форма стремится оказаться в центре другой. Тут предвосхищаются даже приемы авангарда, хотя в общем произведение можно назвать вершиной стиля «русский модерн», одним из лучших.
Структурное решение
Новаторство мастера проявилось в структурном решении – в нем применяется ось, что лежит по диагонали, и при этом имеет динамическую структуру, и на ней располагаются объемы в форме цилиндра, становящиеся все больше и больше, такого не встретишь ни в одном особняке тех времен. Внутренним объемом является помещение из трех ярусов, выполняющее огромное количество функций, и выступающее связующим звеном для многих комнат особняка. Владелец потребовал отказаться от коридоров, что будут темными или даже затемненными, так что большая часть пространства представлена светлыми помещениями, освещение в которых идет из верхней части.
С внешней стороны здание выделяется четкой композицией форм. Зимний сад выносит вовне немного внутреннего пространства, и является при этом объемом, украшающим угол. В оформлении особняка модерн и классика правят бал.
Здание долго меняло владельцев. Сегодня оно доведено почти до состояния разрушения.