В начале XX века, когда модерн стал постепенно отходить в прошлое, сформировалось два крупных течения – одним из них был стиль национальной романтики. Получивший наибольшее развитие в архитектуре небольших стран, он существенно отличался от официально назначенного национальным стиля.
Особенности стиля
Как понятно по названию, особенное значение в данном стиле имели мотивы, заимствованные из национальной архитектуры, особенно северных стран, потому что архитектура того региона намного больше соответствовала потребностям современного строительства. Знания, заимствованные из мотивов прошлого и улучшенные данными по народному зодчеству, были дополнены современными знаниями об особенностях архитектуры, что позволило создавать здания в стиле национальной романтики совсем легко.
Примеры стиля
Проникший почти во все типы зданий и сооружений, он проявился в постройках в том числе и официального плана. Сегодня можно увидеть классический пример в Стокгольме. Массивная и прочная кирпичная ратуша стала прообразом для многих подобных северных сооружений. Его возвел Эстберг в самом начале XX века. Взглянув на это здание, легко определить для себя основные черты национального романтического стиля. Оглянувшись вокруг, можно легко понять, что построенных в этом стиле зданий немало по всему миру. В России особенное распространение стиля было отмечено в церковной архитектуре. С ним работал, к примеру, Щусев, и многие другие авторитетные зодчие нашей страны. Великобритания, Сербия и Финляндия также имеют немало церквей, построенных в романтическом стиле, и воздающих дань национальному наследию. Немцы, наоборот, предпочли работать в основном с готикой, применяя, ее, как ни странно, в зданиях промышленного назначения. Примером тому может стать гидростанция в городе Веттер. Когда же в начале XX века появился и магазин Вертхейма, его формы были настолько впечатляющи, что породили целое течение создания магазинов в стиле современной псевдоготики.
В России также можно увидеть классические примеры национальной романтики прямо в столице. Она была идеальной для придания архитектуре вокзалов национальной выразительности и идентификации его географической принадлежности. Так что работа Щусева, представленная на Казанском, равно как и Ярославский работы Шехтеля, можно вполне отнести к примерам стиля.