В этом году, в феврале месяце, исполнилось 150 лет со дня рождения талантливого архитектора-модерниста Льва Кекушева. Его творческое наследие огромно – в Москве можно насчитать около сотни зданий, построенных им, легко узнаваемым по только ему присущему стилю, не теряющих со временем красоты своей фасадной пластики и декоративного оформления. Можно сказать, что именно он, Лев Кекушев, стоит у самых истоков зарождения московского модерна. По счастливому стечения обстоятельств, свою творческую карьеру выпускник Петербургского Института гражданских инженеров начинает в Москве. И именно в Москве в конец XIX века образуется новый культурный центр, город жаждет новизны, культурная жизнь там протекает более бурно, более интересно, не сдавливаемая никакими рамками. По словам князя Щербакова, «это было время некоего Ренесанса….. Блестящий театр, разнообразные выставки, книгоиздательства….., несомненно, очищающийся во многом и у многих вкус….- всем этим могла гордиться в те годы Москва, как и страна могла гордиться прогрессом экономической жизни и хозяйства, назло всем озлобленным и недовольным, подкапывающимся под основы государственной жизни»
Вот в такое время начинает работать молодой архитектор. Довольно быстро, благодаря своим работам, он обрастает заказчиками, становится известным и модным. Его первые работы конца XIX столетия выполнены по всем канонам поздней эклектики и вызывают восхищение знатоков. Постепенно формируется индивидуальный почерк зодчего, тщательная проработка каждой детали силуэта,значительная ассиметрия, изысканная пластика всех декорирующих элементов, разнообразие используемых фактур, скульптурный декор. И – особый личный знак: изображение льва. Благодаря сотрудничеству с промышленником Саввой Морозовым, Л.Кекушев получает предложение принять участие в проектировании грандиозного проекта – гостиниц «Метрополь», постройка которой имела для Мамонтова огромное значение. Кекушев приступает к воплощение проекта, но ряд обстоятельств, включая арест самого Саввы Мамонтова, не дают Кекушеву закончить проектирование, работы над строительством гостиницы продолжают другие архитекторы. Но не смотря на это, основой проекта так и остались разработки Кекушева. И в этом проекте уже явственно проступают черты новых взглядов архитектора, черты нового стиля модерн. И следующий же проект Кекушева – собственный его особняк в Глазовском переулке – это первое законченное произведение московского модерна, своеобразный манифест нового стиля. Здесь мы видим и некоторую склонность зодчего к романскому стилю, во всем виден легкий средневековый подтекст, но при этом — выразительный цветочный орнамент, фриз из мозаики с изображением подснежников и – почти традиционное – мозаичное панно над входом. В облике особняка слышны отголоски бельгийского Ар Нуво, что вообще сделало этот дом настоящим открытием для московской архитектурной мысли.
Среди множества проектов архитектора стоит поближе рассмотреть второй его собственный дом – теперь уже на Остоженке , Здесь мы видим доведенный до совершенства стиль Кекушева. Это здание своим силуэтом, явной ассиметрией, романтической башенкой очень напоминает средневековый замок. Но это только напоминание. Так как пластическое оформление оконных проемов, разность их по форме и высоте, гранитное основание дома, контраст фактуры кирпича и гладко оштукатуренных стен, орнамент рельефов и огромная скульптура льва над щипцом главного фасада – это уже все выдавало ни с чем не сравнимый личный почерк архитектора. Очень интересным был и интерьер особняка, так же разработанный Кекушевым. Центральным мотивом становилась роскошная парадная лестница, на которую как бы нанизаны роскошные комнаты. До наших дней сохранились дверные полотна и рамы из мореного дуба, стеклянные перегородки помещений. В этом проекте Кекушев, не стесненный ничем, воплотил все свои самые смелые замыслы.
Увы, дом не долго радовал архитектора. Через несколько лет он разводится с женой. А та продает особняк.К сожалению, роскошно исполненный лев на его крыше до наших дней не дожил. Говорят, однажды он просто упал вниз, а восстанавливать его никто не стал. Многое с годами утрачено: оформление подъезда, горельефы орлов над окнами. Исчезла очаровательная веранда с левой стороны фасада, зато зачем-то пристроен вместо нее некий куб. Дом постепенно приходил в упадок. Но в 80-х годах прошлого столетия у него нашелся хозяин: здание передали военной миссии Египта.