Один из самых ярких представителей модерна в архитектуре нашей страны, гениальный мастер, никогда не получавший образования архитектора. Представитель искусства, гений начала прошлого столетия – времени перемен. Здания Шехтеля сегодня считаются образцом того, чего может достичь модерн – даже по европейским стандартам.
Появился на свет известный архитектор в 1856 году, а в 19 лет поступил учиться на зодчего, хотя образования так получить и не смог. Чтобы отчислить студента, оказалось достаточно рапорта инспектора, утверждавшего, что молодой человек не посещает занятия.
С того времени юноша начинает работать – сначала в журналах и книгах, потом и в качестве иконописца. Но мечты заниматься своим делом Федор Шехтель так и не оставил, правда пошел другим путем, без официального диплома, зато со знаниями и талантом. Через работу подмастерьем у известных архитекторов того времени. Служил еще и в театрах, оформляя спектакли, занимался оформлением торжеств – коронационных, между прочим!
В 39 лет началась его жизнь как архитектора. Зодчий сдал экзамен и получил право производить работы. Первые здания Шехтеля – это классика русского стиля, потом можно увидеть несколько готических зданий. Только в начале XX века архитектор стал увлекаться стилем модерн. К тому времени он уже стал известным, а на рубеже столетий возвел несколько особняков. Тех самых, что считаются классикой стиля модерн во всей архитектуре Москвы.
Интересный факт – в 1893 году молодой еще зодчий получил заказ. Ему надо было сделать дом, что понравился бы Морозову – известному, богатому купцу, финансовые возможности строителей были неограниченными! Федор Шехтель решил, что сам он не сможет выполнить всю работу, в том числе и по оформлению огромного здания. Тогда был приглашен тот самый Михаил Врубель, вот только в это время он был еще очень молод, об известности и речи не шло!
Начало XX века стало для зодчего временем признания. Сначала его удостоили звания академика в Академии художеств. К тому времени в Строгановском его уже знали как преподавателя искусства композиции. В 1906 году стал председателем Московского Архитектурного общества, и был им почти до самой смерти. Признали его талант и в Париже, и в Берлине, и в Вене и в Риме – во всех этих городах архитектурные общества сделали его почетным членом. Работал и после революции.