Последнее десятилетие XX века – это классический модерн с его рефлексией, с попытками решить конфликт между массовым и искусством. В это время архитектура постепенно избавляется от субъективизма, перестраиваясь на удобство в сочетании с красотой, уделяют равное внимание изысканности и практичности. Это – время массовых застроек.
Массовая изысканность
К этому этапу относятся одни из лучших зданий, доступных сегодня всем. Появляются вокзалы, выполненные в стиле модерна, галереи для торговли, музеи и кинотеатры – все это рассчитано на общество, сделано массовым и изящным одновременно. Общежития при заводе, доходные дома – раньше никто не представлял, что видные архитекторы могут начать строить это. Стиль, как и само строительство, направлен на упрощение, хотя развитие еще и не закончилось. На строительство были брошены лучшие силы, а города обрастали зданиями в стиле модерн с потрясающей скоростью. Это были первые здания, в которых красота создавалась не для заказчика, а для масс.
Ярославский вокзал – зеркало этапа
Одним из последних творений в зрелом стиле стал вокзал. Его реконструировали, а не строили полностью. Столичный вокзал, возведенный еще столетие назад, был воротами города, и нуждался в новом обрамлении. С точки зрения практичности расширение северного направления железнодорожного сообщения требовало более крупной постройки. Работа была доверена уже тогда признанному мастеру, Ф. Шехтелю. Сегодня сохранилась записка с требованиями чиновников к строительству. Они хотели здание в северном русском стиле, с оттенком монастырской архитектуры.
Ну они это получили. Хотя здание сегодня называется классикой модерна, его стиль вполне северный. Башни и крепкие стены, в сочетании со светлой и сероватой зеленью краски создавали холодное впечатление. Дополняли его птицы, тоже северного вида, и медведи рядом с земляникой. Смотрится он словно среднерусский теремок, слегка сказочный и очень реальный. Помещения просторные и очень удобные, но и без украшений не обошлось. Колонны разных стилей, масштабные и лишь слегка украшенные лестницы – настоящее отражение эпохи.
Этап является уникальным в своем стремлении сочетать символичность раннего этапа с потребностями общества. Развитие продолжилось в направлении утилитарности, практичности.