Благодаря изучению современных материалов появляется возможность реконструировать некоторые категории, являющиеся основными для архитектурного языка, для сознания зодчего во время формирования стиля.
Проект оценивали в первую очередь по основным критериям:
1. Монументальности
2. Характерности – то есть возможности поведать о назначении строения при помощи его архитектурных особенностей.
3. Уместности – фактически представление нового здания как части города и соответственно определение его соответствия общегородскому стилю.
По таким понятиям оценивали первые проекты, предназначенные в основном для цеховой «системы координат». Тем не менее, положительно повлиять на восприятие проекта комиссией могли и другие характеристики, впоследствии ставшие обычными для стиля неоклассики в целом. Это спокойствие и общая целостность восприятия фасада, что исключает немалое количество архитектурных деталей. Хорошо оценивались масштабы здания, если они были традиционными и общими. Ценились пропорции, что оценивались жюри как «хорошие».
Основными достоинствами проекта того времени являлись
1. Целостность
2. Спокойное оформление
3. Единство композиции и формы (на всех уровнях)
4. Общая связь всех деталей
5. Традиционная масштабность
6. Совместная масштабность (оценивавшаяся по ордерной традиции)
7. Хорошие пропорции
8. Простота – и не только визуальная (однако однообразие считалось минусом)
9. Парадность представительных зданий
10. Строгость ритма и геометрии
Интересно, что хотя оценка должна была проводиться в первую очередь по функциональности, а лишь потом по виду, симметрия выбиралась чаще всего, даже тогда, когда симметричность была нежелательна с точки зрения использования здания. Традиционным принципам во время формирования нового стиля следовали чуть ли не слепо. Оценка с точки зрения традиций играет неописуемо большую роль, чем даже выбор канона стиля, правда в данном случае лишь формальной. Логика классики становится основой даже для зданий, формы которых от основных ее критериев далеки.
Стиль задал немалое количество критериев, что будут использоваться впоследствии, и благодаря его формированию они и в языке и в понятиях стали более универсальными, хотя и не вызвали появление классики как формальности.